МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД 2020 ГОДА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ И ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Методические рекомендации
по организации воспитательной работы и занятости детей
в каникулярный период
- Общие положения
- Настоящие Методические рекомендации по организации воспитательной работы и занятости детей в летний период (далее – Методические рекомендации) разработаны на основании Методических рекомендаций по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (приложение № 1 к письму Министерства Просвещения Российской Федерации от 07 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), согласно рекомендациям Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
- Назначение и область применения Методических рекомендаций
- Методические рекомендации адресованы руководителям органов управления образованием муниципальных образований, государственных образовательных организаций дополнительного образования детей, средних профессиональных образовательных учреждений Республики Крым.
- Методические рекомендации разработаны в целях упорядочения занятости детей в летний период. Разрабатываются и реализуются образовательными организациями с учетом потребностей и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей).
- Механизмы организации воспитательной работы и занятости детей в летний период с применением дистанционных образовательных технологий
- В целях увеличения вовлеченности учащихся в образовательную деятельность в летний период рекомендуется организовывать её на ознакомительном уровне, путём пробного погружения в предметную сферу создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащихся и обеспечения им овладения элементарной компонентной грамотностью, что позволит ребёнку сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении своего дополнительного образования.
- Воспитательный компонент образовательной занятости детей в летний период предполагает применение различных форм досуговой деятельности: общественно полезного и педагогически целесообразного труда; организацию работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию; эстетическому и физическому развитию с реализацией принципов здорового образа жизни; пропаганду и развитие детско-юношеского туризма и краеведения.
- При организации воспитательной работы и занятости детей в летний период с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации могут организовывать деятельность обучающихся с использованием:
- образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем);
- возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования учащимися);
- бесплатных Интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;
- ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online);
- ресурсов с официального сайта Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Центр детско-юношеского туризма и краеведения» по адресу http://crimuntur.ru/kruzhki/realizatsiya-dopolnitelnyh-obshheobrazovatelnyh-programm-s-primeneniem-elektronnogo-obucheniya-i-obucheniya-s-elementami-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologij/ ;
- образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные задания).
- При организации воспитательной работы и занятости детей в летний период с применением дистанционных образовательных технологий необходимость и формы текущего контроля определяются образовательной организацией.
- Образовательные организации могут рекомендовать обучающимся различные формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах и соревнованиях.
- По индивидуальным запросам родителей (законных представителей) обучающихся могут проводиться дистанционные консультации по вопросам планирования активностей для обучающихся в период каникул, организации профильного обучения в следующем учебном году, изменения образовательных маршрутов обучающихся, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросам подготовки к итоговой аттестации.
- Образовательными организациями могут быть организованы в дистанционном режиме:
- проектные и исследовательские работы обучающихся;
- деятельность школьных научных обществ;
- просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов, спортивных соревнований и т.п.;
- посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев в организациях высшего образования, мастер-классов сотрудников профессиональных образовательных организаций;
- общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций;
- просмотр видео-лекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий;
- дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов общего образования;
- оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами в режиме online.
- занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;
- творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;
- занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций или с дистанционной передачей видеозаписей упражнений;
- спортивные соревнования по видам спорта, не требующие очного присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины);
- чемпионаты по программированию, робототехнике и другим дисциплинам в области информационных технологий;
- акции, конкурсы, онлайн-лекции, посвященные памятным датам в истории России, приуроченные к государственным праздникам;
- мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся, знакомство с профессиональной средой, системой профессионального образования;
- социальные акции, флешмобы и другие активности, приуроченные к празднованию значимых дат и государственных праздников, другие активности, направленные на повышение социальной успешности обучающихся;
- мероприятия по формированию коммуникативных компетенций обучающихся, навыков безопасного поведения в социальной и информационной среде.
- Для реализации воспитательной работы и занятости детей в летний период с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации:
- формируют план мероприятий и активностей обучающихся, проводимых дистанционно по одной или нескольким направленностям;
- размещают на официальных сайтах образовательных организаций и доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию о запланированных активностях и образовательной деятельности обучающихся;
- обеспечивают регулярную публикацию анонсов и новостей о возможностях участия в дистанционных мероприятиях, в том числе проводимых с участием организаций-партнеров, работодателей, представителей профессиональных организаций и организаций высшего образования, учреждений в сфере спорта и культуры;
- информируют родителей (законных представителей) о добровольности участия в запланированных активностях, конкурсных и просветительских мероприятиях.
- Физкультурно-спортивное направление деятельности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
- Туристско-краеведческое направление деятельности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
- Дополнительные ресурсы:
- Проектная деятельность обучающихся в летний период с применением дистанционных образовательных технологий.
- Проектная деятельность способствует созданию условий для саморазвития, самореализации личности подростка, развитию интеллектуальных творческих способностей, приобретению знаний и опыта.
Примеры детских проектов, реализация которых возможна в летний период с применением дистанционных образовательных технологий:
- Проект «Символы Родины – наши символы». Цель – создание коллажа, плаката с изображениями государственных символов Российской Федерации и символов Республики Крым.
- Проект «Мой семейный герб». Цель – разработка макета семейного герба на основе генеалогического древа своей семьи.
- Проект «Заповедные зоны Республики Крым». Цель – написание самостоятельной работы об определенной заповедной зоне.
- Проект «10 культурно-исторических мест». Цель – изучение мест и разработка памятки по историческим местам малой родины.
- Проект «Дети и Интернет». Цель – изучение безопасной среды пользования Интернет-ресурсами.
- Проект «Азбука пешехода». Цель – разработка памятки для детей младшего школьного возраста о правилах поведения на дороге.
- Проект «Обитатель уголка живой природы». Цель – выявление оптимальных условий для конкретного вида домашнего животного (сбор материала и его обработка, проведение конкурса рисунка, разработка рекомендаций по уходу и содержанию в доме) и т.п.
- С целью организации досуга детей, предлагаем вашему вниманию мастер-классы по туризму в рамках программ дополнительного образования.
Мастер-класс 1.
Подготовка к походу. Данный видеоматериал позволит вам подготовить полный комплект личного снаряжения к походу. Рассматриваем возможные варианты для оптимального выбора комплекта одежды для походов на начальном уровне. Рассматриваем возможные варианты для оптимального выбора комплекта личного снаряжения для походов на начальном уровне.
Мастер-класс 2.
Основы спортивного туризма для начинающих - технические приемы В видеоматериале рассматриваются основные технические элементы спортивного туризма: 1. Подъем. 2. Спуск. 3. Переправа по бревну. 4. Навесная переправа. 5. Переправа маятником. 6. Спуск и подъем по склону. 7. Упражнения, развивающие мелкую моторику. Подробно рассматриваются правильность выполнения технических приемов, рассматриваются частые ошибки новичков.
Мастер-класс 3.
Особенности личного снаряжения. В данном видео мы делаем обзор основного личного туристского снаряжения. Вы сможете научиться правильно выбирать и оптимизировать снаряжение по весу, объёму и общей функциональности. Научитесь в домашних условиях правильно и компактно собирать рюкзак.
Мастер-класс 4.
Рюкзаки. Выбор рюкзака. Подгоняем рюкзак по спине. Правильная укладка рюкзака. В видео занятии вы изучите, что такое рюкзак, какие виды рюкзаков часто встречаются. Научитесь правильно подгонять рюкзак по спине. Научитесь правильно укладывать рюкзак.
Мастер-класс 5.
Индивидуальная страховочная система (ИСС) для спортивного туризма. Уровень знаний обучающихся - средний. В этом видеозанятии рассказывается про ИСС, их типы (для "залов", для "природы") и про элементы, размещенные на ИСС (карабины, спусковые устройства, жумар).
Мастер-класс 6.
Упражнения для развития моторики при работе с личным техническим снаряжением в спортивном туризме. В видео занятии педагоги продемонстрируют комплекс упражнений для развития моторики в домашних условиях.
Мастер-класс 7.
Как проходил первый туристский всесоюзный слет пионеров и школьников 1973 год. Исторический экскурс. В этом фильме знакомим с первым всесоюзным туристским слетом пионеров и школьников, который был проведен в 1973 в Карпатах. Вы узнаете, с каким снаряжением участники проходили туристские дистанции в то время, как рисовали карту и о форме проведения контрольно-туристского маршрута - настоящего многодневного категорийного похода.
Мастер-класс 8.
Палатки. Обзор самых популярных моделей. Постановка и сборка палаток Материалы видеозанятия включают информацию о том, какие бывают туристские палатки, как они устанавливаются быстро и правильно, как собираются и крепятся. Педагоги расскажут о преимуществах и недостатках палаток.
Мастер-класс 9.
Основы спортивного туризма для начинающих - элементы личного снаряжения. В данном ролике подробно рассматриваются элементы личного снаряжения для спортивного туризма: - индивидуальная страховочная система, - карабины, - зажимы, - какую форму и обувь лучше выбрать для учащихся.
Мастер-класс 10.
Узлы в спортивном туризме. В данном видеозанятии показывается и рассказывается о самых популярных узлах в спортивном туризме. Перечень узлов: - Восьмёрка проводник 0:00:53 - Барелла 0:03:11 - Двойной булинь 0:05:02 - Двойная восьмёрка 0:07:00 - Штык 0:08:02 - Австрийский проводник 0:10:30
Мастер-класс 11.
Упражнения с основной верёвкой (технические приёмы для занятий спортивным туризмом). В данном видеозанаятии будет продемонстрирован комплекс упражнений для работы с основной веревкой, расскажут о технических приёмах, при которых верёвка не будет путаться. https://youtu.be/PtWnRWQo5NE
Мастер-класс 12.
"Что у вас, ребята, в рюкзаках?" Участие школьников в Чемпионате по спортивному туризму. В рамках видеозанятия можно ознакомиться с опытом проведения и участия школьников в Чемпионате России по спортивному туризму в Геленджике (Красндарский край).
Мастер-класс 13.
Распределение обязанностей участников поход: какие бывают "должности" в походе. В данном видеозанятии рассказывается о том, какие "должности" есть в походе, как правильно распределить обязанности участников похода: - Командир 1:40 - Завпит 2:31 - Завхоз 3:43 - Медик 4:38 - Реммастер 5:07 - Летописец 5:50 - Штурман 6:38 - Технический фотограф 7:24 - Эколог 8:05 https://youtu.be/TaUDvhI24lM
Мастер-класс 14.
Алгоритм оказания первой помощи в походе. В данном видеозанятии пойдет речь о том, как начать оказывать первую помощь пострадавшему без угрозы для жизни.
Мастер-класс 15.
ОФП. Укрепляем мышцы корпуса. Впереди большой летний сезон по спортивному туризму, но к нему надо готовиться! Мы вместе прокачаем мышцы корпуса. Как говорится, тяжело в учении - легко в бою! Поехали!
Мастер-класс 16.
Комплекс упражнений для увеличения эластичности мышц. Во избежание травм мышц на тренировках по спортивному туризму, очень важно их растягивать. В этом видео вы увидите, как это сделать правильно.
Мастер-класс 17.
Введение в спортивное ориентирование. Основные понятия. В данном видеозанятии вы познакомитесь со спортивным ориентированием, а также получите полезные навыки по работе с картой и компасом.
Мастер-класс 18.
"Должность" участника туристского похода - Штурман. В данном видеозанятии вам расскажут о "должности" штурмана в походе.
Мастер-класс 19.
Оказание первой помощи при травмах. В данном видеозанятии продемонстрируется как правильно накладывать шину при травмах. https://youtu.be/rMd-XGf5jXc
Мастер-класс 20.
Круговые тренировки. Специальная физическая подготовка по спортивному туризму. Данное занятие предлагает специальный комплекс упражнений, который поможет легче проходить дистанции.
Мастер-класс 21.
Комплекс упражнений для развития баланса и равновесия. Важно крепко чувствовать опору под собой, и поэтому тебе нужно развивать чувство баланса и равновесия. На этом занятии мы прокачаем баланс вместе с тобой.
Мастер-класс 22.
Основы ориентирования на местности. Прием - движение по линейным ориентирам. "Ну куда тропиночка меня ты завела...". Вы увидите, как ориентироваться по линейным ориентирам, и как не потеряться в лесу.
Мастер-класс 23.
"Должности" участников похода. "Должность" - ЗавХоз. В данном видеозанятии будет рассказано, об особенностях "должности" Завхоз в организации походной группы.
Мастер-класс 24.
Оказание первой помощи в походе. Транспортировка пострадавшего. На данном занятии рассказывается, как правильно оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях, отравлениях.
Мастер-класс 25.
Технические приемы туризма. Переправа по бревну. Педагоги дополнительного образования научат вас проходить этап "Бревно" для дистанции пешеходная личная, 3 и 4 классы.
Мастер-класс 26.
Технические приемы туризма. Этап "Переправа по бревну в связках", дистанции 3 и 4 классов. В данном видеозанятии будут рассматрены самые быстрые варианты прохождения этапа "Бревно в связках" на соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 3 и 4 классов.
Мастер-класс 27.
Техники спортивного туризма. Прием "Движение точным азимутом". Вы узнаете, что такое азимут и что это за прием в спортивном туризме. Это так просто!
Мастер-класс 28.
"Должность" участника туристского похода - РемМастер В данном видеозанятии вы познакомитесь с особенностями "должности" участника туристского похода - реммастер.
Мастер-класс 29.
Личное снаряжение для похода. Какую обувь и альпинистские кошки выбрать для категорийных походов. Вы узнаете, какая обувь предпочтительна для походов той или иной категории сложности, какие кошки есть - мягкие, жесткие, для натечного для и т.д.
Мастер-класс 30.
Техника спортивного туризма. Прием "сдёргивание перил". Почему перила так сложно сдергиваются во время туристских соревнований? Скорее всего, тут кроется ошибка?
Мастер-класс 31.
Техника спортивного туризма. Преодоление навесной переправы с восстановлением и наведением перил. Вы узнаете как красиво и правильно пройти навесную переправу.
Мастер-класс 32.
Техника спортивного туризма. Приём "бег в мешок" в ориентировании на местности. В народе говорят "на ловца и зверь бежит", но почему ориентировщик бежит в Мешок? Эту тайну нам предстоит раскрыть в этом видеозанятии.
Мастер-класс 33.
"Должность" участника в туристском походе "Заведующий питанием". В данном видеозанятии вы познакомитесь с особенностями "должности" завпита в туристском походе.
Мастер-класс 34.
Снаряжение в туристском походе. Походный тент. Из ролика мы узнаем, какие тенты надо выбирать для похода и как их устанавливать.
Мастер-класс 35.
Технический прием "Спуск в связке". В данном занятии показан самый быстрый способ спуска в связке.
Мастер-класс 36.
Преодоление навесной переправы в связке. Разбираем, как преодолеть навесную переправу в связках с восстановлением перил и наведением перил.
- Праздничные и памятные даты
1 июня в России, как и во многих странах мира, отмечается Международный день защиты детей. Он был учрежден в 1949 году на Московской сессии Совета Международной демократической федерации женщин.
День здорового питания и отказа от излишеств в еде впервые отметили в 2011 году как альтернативный русский ответ американскому «дню обжорства» — Национальному дню, когда можно есть то, что хочется.
5 июня российские экологи отмечают свой профессиональный праздник. Соответствующий Указ № 933 «О Дне эколога» 21 июля 2007 года подписал Владимир Путин.
Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.А.С. Пушкин. Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день.
Жители Санкт-Петербурга (к ним могут присоединиться и другие россияне) сегодня, 8 июня, отмечают День петербургских котов и кошек.
9 июня тысячи людей в России отмечают памятную дату – День Группы советских войск в Германии (День ГСВГ). В этот день в 1945 году была сформирована Группа советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ).
День России – важный государственный праздник Российской Федерации, отмечаемый ежегодно 12 июня. До 2002 года он именовался как День принятия Декларации о государственном суверенитете России.
Все, кто хотя бы немного застал «пионерское детство» в СССР, наверняка помнят такое активное направление пионерской деятельности, как участие в кружках юных натуралистов (юннатов), открытых практически при всех советских школах.
Двадцать второе июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории России, начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений.
День молодёжи России официально отмечается 27 июня в соответствии с распоряжением первого Президента РФ Б.Н. Ельцина № 459-рп от 24 июня 1993 года «О праздновании Дня молодёжи». А с инициативой празднования выступили Комитет РФ по делам молодежи и На...
Ежегодно 29 июня в России отмечается важная памятная дата — День партизан и подпольщиков.
1 июля в России отмечается памятная дата – День ветеранов боевых действий. И хотя она пока не имеет официального статуса, но с каждым годом становится всё более известной.
Ежегодно 7 июля отмечается День воинской славы России — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год).
Иван Купала – один из главных праздников обрядового календаря русского народа. Отмечать его начинают в ночь на 7 июля, и в настоящее время он совпадает православным праздником – Рождеством Иоанна Крестителя.
Ежегодно 8 июля отмечается важный российский праздник — День семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен в России годом семьи.
День воинской славы России — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год)
День этнографа – профессиональный праздник российских ученых-этнографов и представителей различных этнографических школ – отмечается в нашей стране 17 июля, хотя пока не официально.
«День Военно-Морского Флота России» отмечается в последнее воскресенье июля. В 2020 году эта дата - 26 июля.
День Военно-Морского Флота Российской Федерации отмечается в нашей стране в последнее воскресенье июля.
Праздник в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году — был учрежден не так давно.
В декабре 2012 года в число официальных памятных дат России была внесена дата 1 августа, как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.
«День физкультурника в России» отмечается в 2-ю субботу августа. В 2020 году эта дата - 8 августа.
День воинской славы России — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год)
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента РФ № 1714 от 20 августа 1994 года.
Ежегодно 23 августа отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год), установленный Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) .